середа, 4 грудня 2013 р.

Итоги проекта «Если по соседству жить…»

Гостевой пост - “ВикиСибириаДа” 

                                                          
Елена Валерьевна Качева,
методист Центра развития образования,
г. Златоуст Челябинской области


Поможет добиваться всех высот
В победу вера, в собственные силы,
И новый день, который настаёт?
Опять успешным будет и счастливым!
Валентина Китаева

С 5 февраля по 4 марта 2013г. на сайте “ВикиСибириаДа”  для учеников 7-9-х классов проводился межрегиональный сетевой проект «Если по соседству жить…» (http://goo.gl/1SqEf). Организаторами проекта выступили Центр развития образования г. Златоуста Челябинской области и Новосибирская областная детская библиотека им. А. М. Горького. Сетевой проект был приурочен к 120-летию г. Новосибирска и 260-летию г. Златоуста и проходил в виде виртуального путешествия (жители Сибири путешествовали в Златоуст, жители Урала и Центральной России - в Новосибирск).  
Цель проекта - воспитание в школьниках чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России и родного края.

Основными задачами проекта были:
·        - Привлечь подростков к чтению литературы по истории, культуре, географии родного края.
·        - Использовать проектную деятельность школьников для достижения ими определенных личных, метапредметных и предметных результатов обучения и развития их творческих способностей.
·       -  Создание коллективной Google-карты, на которой будут собраны электронные презентации экскурсионных маршрутов по родному городу/селу участников проекта.
     
Но была еще одна задача, которая для нас, организаторов, была не менее важной: привлечение библиотекарей к проектной деятельности со своими читателями. Хотелось дать еще один современный инструмент для привлечения к чтению подростков. Поэтому и создавался этот проект с расчетом на координаторов – библиотекарей, хотя, конечно, в качестве координаторов команд в проекте могли принять участие и учителя. Отсюда – и запланированные обучающие вебинары по основным этапам проекта (http://goo.gl/Ao8xp, http://goo.gl/hLc06, http://goo.gl/Hmsc7)
Участникам проекта (командам, состоящим из взрослого-координатора и 3-5 школьников) предстояло выполнить несколько заданий: создать страницу команды на сайте “ВикиСибириаДа”, наполнить ее эмблемой команды, «Облаком слов» (http://goo.gl/wpDq6), виртуальной книжной вставкой (http://goo.gl/5pYVb) и такой же  виртуальной экскурсией (http://goo.gl/Foon6),  все это должно быть связано с историей и настоящим родного города/села, пройти квест (http://goo.gl/4xFsb) и обсудить  на форуме тему «С чего начинается Родина?» (http://www.stixy.com/guest/269871). В результате совместной деятельности команд, была создана коллективная гугл-карта экскурсионных маршрутов «Если по соседству жить» (http://goo.gl/WA9zM).

    
Проектная деятельность хороша еще и тем, что позволяет ставить много задач и добиваться больших результатов. За время работы в проекте ребята смогли развить в себе личностные, познавательные, коммуникативные, предметные результаты (http://goo.gl/YrAZN).

Именно вера в собственные силы помогла добиться многих высот и побед нашим командам в проекте. Но, как сказал еще Антуан де Сент-Экзюпери устами Маленького принца, все взрослые очень любят цифры. 
Поэтому и мы начнём со статистики.
Заявку на участие в проекте подали 29 координаторов, но этап СБОРЫ (регистрация, создание страницы команды, эмблема) прошли 25 команд, дошло до финиша – 24. Участниками стали 82 школьника из Челябинской и Новосибирской областей, а также из Забайкальского края.
Большинство участников (как взрослых, так и детей) участвовали в сетевом проекте впервые:
Рисунок 1 http://goo.gl/1rDrH
На самом деле участвующих впервые больше, т.к. многие отнесли к своему опыту опыт участия в конкурсах “ВикиСибириады”. Сетевые проекты это несколько иной опыт, в чём и убедились и школьники, и координаторы. Отсюда, конечно, и трудности, с которыми столкнулись практически все участники проекта: трудности при регистрации, планировании работы в проекте, непонимание целей, задач и методов проведения проекта, его отличия от игры или конкурса.
Интересен мотив участников проекта – «Зачем пришли в проект»
Рисунок 2 (http://goo.gl/HQv8K )
Ни одного, кто пришёл бы в проект по принуждению!
Немаловажно посмотреть, почему пришли в проект и привели детей координаторы:
Рисунок 3 (http://goo.gl/X5Cbu )
У большинства координаторов (80%) ожидания от проекта оправдались. И это один из важных итогов проекта, на мой взгляд.
«Я узнала много нового и интересного. Научилась работать в команде»
Но, не смотря, на трудности, которые вызвали задания, проект вызвал неподдельный интерес, как у школьников, так и у взрослых участников проекта. Это видно не только по рефлексии, но и по тому, с какой любовью выполнялись задания. Какие же задания проекта участники оценили как самые интересные и как самые трудные:
ИНФОГРАФИКА (http://infogr.am/---51343146315134 )
Какие мы все-таки разные! Посмотрите, виртуальную книжную выставку как интересное задание отметили 50% координаторов (библиотекари!) и только 16,7% ребят. Экскурсия – 20,5% детей и 9% - координаторов. А КВЕСТ был интересен 19,2% школьников и только 2,6% координаторов. И это – не смотря на то, что 42,9% ребят отметили это задание как самое трудное!
Можно ли здесь говорить о разнице в мышлении? Наверное, да. Но еще о готовности взрослых принимать новые формы работы с детьми, понимание сути этих форм. Наше недоверие в силы ребят и профессиональные интересы, привычки (как с книжной выставкой) надо кардинально менять, если мы не хотим оказаться на обочине профессии. Да, у взрослых не хватает навыка в работе с информационными технологиями. Но никто, коме нас самих, это не исправит. Ведь это уже не инновации, это – базовые компетенции. А результаты анкетирования это только подтверждают: трудными заданиями для координаторов стали: СБОРЫ – 16,7% (у детей – 3,6%); экскурсия – 11,1% (у детей – 1,8%), метка на карте – 16,7% (у детей – 7,2%). Этому, конечно, может быть еще одно объяснение: все задания за детей выполнял сам координатор. Но надеюсь, что это не так.
   
Школьники:
«Мне понравились эти задания, потому что их можно было выполнять одной командой, и для выполнения можно было проявить себя и то, что ты придумал или нашёл было интересно всем» - Мария Бессонова, команда "Мультяшки", р.п. Колывань, Новосибирская оласть;
«Все для меня было новым, а я люблю учиться. Было интересно, в разной степени, но интересно» - Сучкова Алёна, команда "Искитимские следопыты", г.Искитим, Новосибирская область;
«Потому что все задания отличались своей оригинальностью и креативностью» - Зарипова Нелли, команда "Факел", г.Златоуст;
«Для выполнения этих заданий требовался творческий подход» - Оля Акульшина, команда "Факел", г.Златоуст;
«Я теперь по-новому оформлю свой виртуальный читательский дневник» - Агафонова Татьяна, команда "ТАКАТА", с.Вьюны, Новосибирская область.
   
«С чего начинается Родина?»
На этот вопрос участники должны были найти ответ, выполняя задания проекта, и ответить на него на форуме. Форум предполагал откровения участников, размышления, подведение итогов. Он не предполагал стихотворчества. Во время всего проекта я радовалась талантливости участников, но те свои стихи, которые команды разместили на форуме, были выше всех похвал: 
   
«Бескрайний край, гористый, любимый и родной,
В любое время года чаруешь ты своей красой
Как люблю я твои горы, леса и дивные узоры.
Красоту и простоту, и покой и тишину.
Здесь мечтаем, любим, плачем,
Отдыхаем, горе прячем и любуемся тобой,
Златоуст - мой край родной!»      Команда «Таганай», г.Златоуст
   
«Родина, как от слова родной, а самое родное для нас родители и дом, в котором мы все вместе живём. Именно родительский дом это начало нашей Родины, где нам тепло и уютно, где мы чувствуем себя счастливыми и защищенными. На карте России, мы поставим точку нашего дома, где начинается наша Родина!»          Команда «Мультяшки», р.п. Колывань
    
«Наша Родина начинается с любимого города!»    команда «Сибирский соболь», г.Новосибирск
   
«Не важно, родился ты где,
Не важно, велик град иль мал
Не важно, в какой стороне,
Главное, чтоб в сердце запал.
Сады и улицы, дома –
Всего не перечесть,
Хоть наша родина мала
Все закоулки, закрома
Навечно в сердце прижились
Мы любим место, где мы родились!»     команда «Сердце озёр» г. Озёрск
   
Родина - это место, хочешь куда
После долгой дороги вернуться.
Дом, что ты не предашь никогда,
Где всегда ты мечтаешь проснуться. Команда "ФАКЕЛ", г.Златоуст
   
«Такие проекты очень нужны!»
Конечно, для организаторов проекта, очень важно мнение участников: что понравилось - не понравилось; будут участвовать или нет еще в проектах:
   
Рисунок 4 (http://goo.gl/yfC1C )
  
Трудно сразу после проекта решиться еще на один. Видимо поэтому, многие дали себе время подумать. Хорошо выразил один из координаторов свои чувства – «Трудно выразить впечатления... усталость...». Тем не менее, результат превзошел все ожидания – подавляющее большинство участников приняло проект в качестве новой формы работы и обучения.
«Проект интересный и познавательный не только для детей, но и для библиотекарей и педагогов. В дальнейшей работе будем использовать новые знания, полученные на проекте…» - Заварзина Е.В., г.Озёрск; 
  
«Все понравилось, хотелось бы еще поучаствовать в таких проектах. Я и не догадывалась что есть столько онлайн-сервисов совершенно бесплатных. Рассчитываю использовать их в своей работе» - Сидорова Ю.В., с.Сокур;
  
«Хотела бы участвовать в следующем проекте для библиотекарей» - Тудупова Б.А., п.Могойтуй;
  
«Рада была узнать, как много вокруг интересных, увлекающихся людей, способных увлечь и других на большое дело» - Поповцева Г.А., с.Травники;
  
«Проект даёт возможность овладеть многими программами, которые можно использовать в своей работе. Спасибо» - Яковлева В.Т., г. Златоуст
  
И от организаторов проекта хотелось бы сказать большое спасибо всем участникам и координаторам команд большое спасибо! А закончить свои размышления хотелось бы такими словами Валентины Китаевой (http://goo.gl/GCZ72 ):
Пусть цели достигаются всегда
Удача светит яркою звездою!



Немає коментарів:

Дописати коментар

Дякуємо! Ваш коментар буде опубліковано після перегляду модератором.